МореЖдет | NEW / OPEN
МореЖдет

МореЖдет

Москва

Проект будет воплощен силами рок-группы «МореЖдет», основанной в 2015 году Александрой Шалашовой, Сергеем Слесаревым и Иваном Широковым. «МореЖдет» играет symphonic metal с женским академическим вокалом и текстами сказочно-героической тематики. За время существования группа записала более двадцати песен, в том числе экспериментально привлекая к записи сессионные флейту и виолончель (это можно услышать, например, в нашей песне «Янтарь»). Основной состав команды не менялся, потому что нас объединяет не только совместное творчество, но и многолетняя крепкая дружба, которой не помешали ни расстояние, ни текущая эпидемиологическая ситуация. Мы дружим и стараемся зажечь в других то, во что верим сами. Мы с группой выступали на площадках многих московских клубов, на сборных фестивалях и сольно, играли в эфирах авторских передач о музыке на радио «Маяк» и «Эхо Москвы». В 2017 году мы решили написать концептуальный альбом, который потом развернулся в полноценную рок-оперу «Сан-Федерико», посвященную трагически погибшему в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании поэту Федерико Гарсии Лорке. Автором либретто выступила Александра Шалашова, выпускница Литературного института им. Горького, лауреат множества премий и конкурсов в области искусства и культуры, неоднократная участница музыкальных и литературных смен форума молодых деятелей искусства «Таврида». Музыку написали Сергей Слесарев и Иван Широков. Премьера рок-оперы «Сан-Федерико» состоялась в 2019 году в клубе «Меццо-Форте», были постановки и в других клубах, в том числе и акустический камерный вариант. Однако мы решили на этом не останавливаться и задумали продолжение, поэтому теперь представляем вашему вниманию не просто рок-оперу, но оперу-дилогию над названием «Герои иного времени». Первая часть полностью готова в концертной версии, но будет доработана для театрализованной версии. Вторую часть будет составлять совсем свежий материал – музыкальное повествование, основанное на биографии Джерома Сэлинджера, автора культового романа «Над пропастью во ржи», в главном герое которого тысячи подростков до сих пор узнают себя. Для работы над рок-оперой мы уже собрали команду вокалистов и танцоров, которыми расширили основной состав нашей группы.

Описание проекта

Постановка современной оперы-дилогии «Герои иного времени»

Проект «Герои иного времени», современная опера-дилогия – это постановка масштабной исторической рок-оперы на авторском поэтическом и музыкальном материале. Мы назвали нашу дилогию «Герои иного времени», хотя могли бы написать и «нашего». В дилогию входят две самостоятельные, но идейно связанные рок-оперы: «Сан-Федерико» (о жизни и трагической гибели в 1936 году испанского поэта Федерико Гарсии Лорки) и «Над пропастью во лжи» (фрагмент биографии Сэлинджера, охватывающий его участие в военных действиях, отчасти объясняющий его последующее затворничество). Герои – потому что будут вечно жить в нашей памяти. Герои – потому что мы хотим их помнить, но не желаем, чтобы что-то подобное произошло с нами и нашими детьми. Иного – потому что мы бы хотели, чтобы это осталось в далеком прошлом, но, как явствует из аллюзии на роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы обязаны иметь в виду то, что в любой момент это может произойти и с нами. Это и история, и память, и изобличение фашизма в любой форме, в любом обличие, какое только можно вообразить. К сожалению, сейчас он снова поднимает голову, поэтому тематика нашего музыкального эпоса остается актуальной и сегодня. Почему нам показалось важным объединить две такие непохожие историю в дилогию? Дело в том, что Федерико Гарсия Лорка, заставший зарождение фашизма, смел встать у него на пути – не восстать даже, не противоречить, а просто остаться собой до конца – и погиб, расстрелянный, в августе под Гранадой. Джером Сэлинджер же видел закат нацистского режима, участвовал в высадке союзников в Нормандии, открытии второго фронта, освобождении узников концлагерей. Он остался в Берлине, проводя программу денацификации Германии, был свидетелем многих страшных событий, известных нам из книг и фильмов, посвященных Второй Мировой войне. И это сказалось на его творчестве – во многих рассказах, например, в «Эсме – с любовью…» есть упоминания посттравматического синдрома, с которым столкнулись многие солдаты и офицеры. Но девочка Эсме верит, что когда-то герой обретет возможность «функционировать нормально» – то есть обретет себя. Мы тоже на это надеемся. Таким образом, наш первый герой видел зарождение Зла – а второй видел его гибель. Но оба боролись, не впускали его в себя. Нам кажется, что очень важно поднимать подобные темы сейчас – чтобы избежать повторения таких страшных и калечащих судьбы миллионов сценариев. Но почему мы выбрали героями именно поэта и прозаика, почему это важно?.. Это произошло по двум причинам, одна – рациональная, а вторая – почти мистическая. Дело в том, что, как нам представляется, «безвинно убиенный поэт» в некотором роде олицетворяет страдания многих, потому что всю свою жизнь Лорка неустанно обращался к людям, говорил и пел о них. Сейчас на месте его расстрела в маленькой испанской деревушке Виснар находится мемориальный парк, и каждый год, 16 августа, люди со всей округи и даже издалека собираются почтить его память. И надо же было такому произойти, что две трети состава группы «МореЖдет» оказались в это время в этом месте, но совершенно случайно. Мы подошли и увидели нагретые солнцем камни, родник, людей, очень старую женщину с красными розами (возможно, какую-то родственницу поэта). И вот тогда мы поняли (и это была вторая причина, та самая мистическая!), что просто обязаны довести начатое до конца. И рок-опера «Сан-Федерико» была поставлена нашими силами в московском клубе «Меццо-Форте». Это был концертный формат, без декораций и почти без костюмов, но успех превзошел наши ожидания: в клуб пришло более двухсот пятидесяти зрителей, число прослушиваний плейлиста с рок-оперой в несколько раз превысило число прослушиваний всех остальных наших плейлистов вместе взятых, и – самое главное! – мы получили очень воодушевляющую обратную связь! Что нам писали зрители? Приведем несколько отзывов из нашего паблика: «Это было потрясающе! С расстрелом – сильнейшая сцена от начала и до конца. И послесловие неожиданное (возвращение на сцену Тореадора было внезапным), но очень логичное и действительно подытоживающее все действо». «То чувство, когда открываешь рок-музыку с новой стороны». «Спасибо за огромное удовольствие! Люблю Федерико с детства, и мне очень радостно, что не только я! Что его поэзия и его жизнь вдохновляют на прекрасные произведения! Мне хочется обнять каждого причастного». Конечно, такие отзывы – лучшая мотивация. И мы задумали вторую часть дилогии. Вторую оперу мы хотим поставить в полноценном театральном варианте, с костюмами, декорациями и световым оформлением, поэтому по размаху она превосходит первую (например, в первом же номере у нас планируется массовая танцевальная сцена, для того же всей командой учимся танцевать джиттербаг). Мы надеемся, что сможем сыграть «Героев иного времени» в Москве всем составом, рассказав молодому поколению, нашим сверстникам о том, как любили и страдали герои прошлого, и как они не поступились своей честью даже в самые страшные времена.